Форум » Наши интересы » Иосифо-Волоцкий мужской монастырь в селе Теряево и другие святые места, в которых мы бывали » Ответить

Иосифо-Волоцкий мужской монастырь в селе Теряево и другие святые места, в которых мы бывали

васса: Начну рассказ с интереснейших мест Клинского района Московской области, которые мне посчастливилось увидеть своими глазами. Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем православия. Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Здесь написан преподобным Иосифом первый свод русского православного богословия “Просветитель”. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных.

Ответов - 60, стр: 1 2 3 All

васса: Этот очень старинный и невероятно красивый монастырь расположен в селе Теряево Волоколамского района Московской области. От нашей дачи под Клином езды до него не больше часа. Каждое лето я вожу туда своих внуков, чтобы они смотрели на один из самых старинных, намоленных монастырей России, побывали в Храме, узнали что-то новое и просто для того, чтобы они ощутили дух истории. Монастырь не был разрушен даже в годы войны. Нашими войсками уничтожена высоченная колокольня Храма, которая достигала 60-ти метров и могла служить ориентиром для вражеских самолетов. Экскурсовод рассказывает, что капитан, которому было задание о подрыве колокольни, хотел лишь уменьшить высоту этого чуда, однако рассчитать силу заряда не смог и от колокольни почти ничего не сохранилось. Восстановить её невозможно, но собираются строить новую по образу и подобию. Монастырь виден с шоссе задолго до подъезда к нему. Он приближается постепенно и выглядит величественно-нарядно.

klodneron: васса Елена Борисовна, спасибо за рассказ, думаю наша история, история веры, донесение до людей информации о местонахождении исторических и духовных центрах очень важное дело.

васса: Продолжу свой рассказ исторической справкой об основателе монастыря преподобном Иосифе Волоцком, который был очень интересной и значимой фигурой своего времени. Иоанн Санин (так звали преподобного Иосифа в миру) родился 12 или 14 ноября 1439 или 1440 г. в родовом селе Язвище. В семь лет он начал учиться читать — как все дети Древней Руси — по Псалтири, а в восемь лет умел читать «все божественные книги» и стал чтецом и певцом в церкви. Так рано проявилась уже собственная его (хотя возможно также и родовая) черта: блестящие способности к учению и любовь к просвещению. Вместе со своим сверстником Борисом Кутузовым он задумал бежать от мира. Мечты обоих друзей о монашестве сбылись, но судьбы их сложились по-разному. Борис Кутузов прожил жизнь в миру, был окольничим Великого князя, послом в Литве, и только перед смертью принял схиму с именем Авраамий. Он и его потомки впоследствии были одними из самых деятельных благотворителей обители преподобного Иосифа. А Иосиф в 20 лет окончательно решил посвятить свою жизнь служению Богу и отправился сначала в тверской Саввин монастырь, в котором подвизался известный старец Варсонофий Неумой. Еще отправляясь туда, он дал обет во всем слушаться избранного старца. Но едва переступив порог обители, Иоанн услышал брань и сквернословие в трапезной, где обедали миряне, что смутило целомудренного юношу. Старец Варсонофий понял его смущение и направил его в Боровск, к преподобному Пафнутию. Иоанн Санин пришел туда около 1460 г. Вскоре он был пострижен в иночество с именем Иосиф в честь Иосифа Прекрасного — «ради чистоты душевной и телесной». В монастыре он проходил самые разные послушания, со временем был поставлен екклесиархом, обязанностью которого было следить за исполнением устава. Видимо, в эти годы сформировалась его любовь к уставному богослужению и к уставности жизни вообще. Кроме того, он начал переписывать книги. В Московской Руси не было университетов; люди получали образование именно так — читая и переписывая книги, применяя полученные знания в богослужебной и аскетической практике. Прп. Иосиф стал одним из образованнейших людей своего времени. В его собственных произведениях поражает начитанность, свободное владение материалом из библейской истории и святоотеческих творений, легкость и изящество слога и своеобразный юмор. В 1477 г., после смерти прп. Пафнутия, Иосиф, по его завещанию был назначен его преемником. Однако вскоре у молодого игумена начались разногласия с братией. Прп. Иосиф хотел сделать монастырь общежительным (что было завещано прп. Пафнутием), но большинству насельников это начинание пришлось не по душе. И тогда он решил, что прежде, чем менять устав, надо ознакомиться с жизнью других русских монастырей и выбрать наилучший порядок. Взяв с собой в попутчики старца Герасима втайне от большинства монахов своего монастыря, преподобный под видом послушника отправился в странствие. За год он посетил несколько монастырей, но наиболее сильное впечатление на него произвел Кирилло-Белозерский. Преподобному понравился именно тот монастырь, который он увидел, и именно его он взял за образец для создания собственной обители. Вернувшись в Боровск, где его уже считали убитым, Преподобный снова попробовал ввести в монастыре общежительный устав, но, вновь встретив неприятие, навсегда ушел из Боровска и отправился на свою родину, в волоколамские леса. Вместе с ним Боровский монастырь оставили семь старцев, разделявших его взгляды. Волоцкий князь Борис Васильевич, брат великого князя Ивана Васильевича, с радостью дал им землю для устройства монастыря. Основание его началось с чуда: во время поисков места для обители внезапная буря повалила лес, а гром, прогремевший с ясного неба, как бы утвердил выбор. Сначала прп. Иосиф водрузил на избранном месте крест и поставил образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, которым благословил его преподобный Пафнутий. Затем, б-го июня 1479 г. на том же месте была заложена деревянная церковь. На праздник Успения Божией Матери она была освящена. До освящения храма и устройства жилых помещений в самом монастыре братия обитала в скиту, расположенном в полуверсте к югу от него. В скиту Преподобный вырыл колодец, над которым впоследствии была возведена часовня. Преподобный решил строить свой монастырь по образцу Кириллова. В нем с самого начала было введено строгое общежитие. Хотя среди насельников монастыря было много людей знатных, им не попускалось никаких послаблений. Это и было оправдано: монастырю нужны были люди самоотверженные, готовые служить Богу и ближним всеми своими силами, а не ищущие убежища от трудностей мирской жизни и службы Отечеству. Зимой службы проходили в неотапливаемой церкви и монахи, стоя без шуб, вспоминали «несогреемый тартар». Женщины на территорию монастыря не допускались (они могли входить в храм «ради молитвы» — как правило, заупокойной — но только тогда, когда братии не было в храме и обязательно в сопровождении не менее чем двух-трех старцев, которые были вне подозрений). Чтобы не подавать братии повод для соблазна, при. Иосиф отказался повидаться даже с собственной матерью, пришедшей навестить его. В монастырь стекались значительные средства, но нужны они были Преподобному, естественно, не для личного обогащения, а для помощи нуждающимся. Обращаясь к окрестным землевладельцам с проповедью о смягчении положения холопов и крестьян, Иосиф приводил в пользу своих воззрений аргументы весьма практического характера, ибо быт землевладельца знал хорошо благодаря происхождению из землевладельческой среды. Он советовал «господином селом», чтобы они не доводили до обнищания своих «тяжарей», ибо обнищавший крестьянин не может ни подавать господину «плоды нив», ни платить подати, а разорится. Когда в 1512 г. в Дмитрове был голод, Иосиф обратился к кн. Юрию Ивановичу с посланием, в котором просил помочь местному населению и для борьбы с несоразмерным повышением цен на зерно установить твердую цену на хлеб. Свои отношения с крестьянами Преподобный с самого начала строит на основах милости и любви. Он организует помощь обнищавшим крестьянам. Кроме того при монастыре был устроен приют, в котором собралось около полусотни детей. Незадолго до смерти Иосифа (около 1515 г.), в голод, в монастыре ежедневно кормили по 400-500 голодающих. Истратили все монастырские запасы, занимали хлеб и деньги у соседей. Положение спас приезд великого князя, пожертвовавшего на монастырь зерно и деньги. Благотворительная деятельность Иосифа в сочетании с приобретением земли в виде вкладов и пожертвований способствовали привлечению на земли монастыря крестьян (не только в состав братии, но и в монастырские крестьяне). Преподобный Иосиф считал, что «монастырские вотчины — нищих прокормление». Такой характер деятельности прп. Иосифа оказал влияние на положение крестьян у соседей. Последние вынуждены были улучшать условия их жизни, в противном случае те бежали под защиту монастыря. Взято здесь www.iosif-vm.ru А этт фото сделаны мной летом 2010-2012 годов - преподобный Иосиф.


ascania: васса добрый вечер, вы открыли интересную тему.

васса: klodneron ascania Александр, Татьяна, спасибо! Покажу мои фотографии, сделанные в разные годы. Вид со стороны центрального входа. Мозаика сохранилась с момента изготовления, т.е. несколько веков, подвергалась лишь реставрации. В надвратной церкви Иосиф Волоцкий принимал схиму. Сейчас она служит этим же целям. Храм с разных сторон. Был закрыт во время войны. На территории монастыря в первые годы войны был немецкий госпиталь. Монастырь был задуман и построем как крепость с толстенными стенами, бойницами и башнями. Он нес также сторожевую и оборонительную функцию, охраняя подходы к Волоколамску и даже к Москве. Все башни сохранились, каждая покрыта разной кровлей (сохранидась даже дранка) и над каждой стоит свой флюгер. Всюду чистота, порядок, аллеи роз, беседки. В этом году мы попали на экскурсию, которую проводила для каких-то важных гостей прихожанка монастыря, оказавшаяся "в миру" учительницей английского языка. Она рассказала много интересного. Например, приводят монастырь в порядок, следят за чистотой, готовят еду женщины (напомню:монастырь мужской!), а служат Богу Отцы. После экскурсии мы познакомились, и наш экскурсовод с удовольствием поговорила с моим Антошкой по-английски и подарила ему маленькую иконку Ангела Хранителя.

Дусёна: васса Елена Борисовна, спасибо за путешествие! К своему стыду впервые услышала об этом монастыре

васса: Дусёна Наташа, ну тогда я особенно рада - возможно, летом навестите нас и съездим вместе. Дусёну привозите с собой - мужички будут рады. Читала, что есть ещё Теряевские водопады, но никак их не отыщу. По дороге мы проезжаем мимо вот такого населенного пункта, у которого мои внуки всегда фотографируются. Подозреваю, что в далёкой Америке они хвастаются перед друзьями своими владениями!

Дусёна: васса пишет: Дусёну привозите с собой - мужички будут рады. То, что мужички будут рады, я даже не сомневаюсь, а вот что скажет Сашенька? Елена Борисовна, с удовольствием приедем!!!

васса: Дусёна пишет: что скажет Сашенька? Придётся ей поделиться кем-то из своих "прихвостней"! Будем ждать Вас!

Татьяна Игоревна: васса Спасибо за такой увлекательный рассказ и прекрасные фотографии. Я тоже никогда не слышала про этот монастырь, поэтому читала с огромным интересом. Очень люблю монастыри и церкви, особенно старые и намоленные, там ощущаешь связь поколений. В 2006 году, когда стояли очень сильные морозы, я жила несколько месяцев Москве, до этого была только короткими наездами. За город мне было не выбраться, но почти все выходные я ездила по церквям и монастырям Москвы, хотя и было -30 градусов. Даже прикосновение с саркофагам царей, вызывало бурю эмоций и понимание, что за тобой стоят тысячи предков. Помню иконы в цокольном этаже Третьяковки, там иконы 10 - 11 века и они очень отличаются от общепринятого письма и видна жизнь Древней Руси в то время, это было, как путешествие в прошлое. Если будет возможность, то обязательно посещу этот монастырь.

васса: Татьяна Игоревна , вот было бы замечательно! Приезжайте к нам в Клин летом. Жильё Вам обеспечено - места у нас вполне достаточно. А посмотреть можно немало. В центре Клина есть церковь, которая ни на один день не прекращала действовать даже в 1941 году. В моей деревне сохранилась церковь 17-го века, которую сейчас восстанавливают потихоньку. В ней даже фрески частично видны. Около неё - могила святого Якова, на неё специально кладут камешки, которые исцеляют от болезни. Каждый, кто взял себе камешек, кладет новый для людей. Вот такая церковь -фото этого лета. Заодно и в "Клинское подворье" съездим.

Татьяна Игоревна: васса Елена Борисовна, очень интересная церковь, вроде классика, но что-то необычное в геометрии. Выбираться мне с каждым годом все труднее, прямо корнями вросла, хотя есть и возможности и желание. Раньше легче на подъем была, не даром в молодости почти весь бывший СССР объехала. Теперь в каждую поездку еду со скрипом, а возвращаюсь довольная, что все-таки решилась. Последняя относительно длительная поездка была в Псковские земли и тоже она была зимой.

васса: Татьяна Игоревна пишет: люблю монастыри и церкви, особенно старые и намоленные Насчёт намоленности: после операции на сердце у меня остался незаживающий свищ на шве. Врачи сказали, что справиться с ним не смогут и предложили его заклеивать пластырем всю оставшуюся жизнь. Я махнула рукой на это дело и клеила месяцев 7-8. Как раз в конце лета поехала в Иосифо-Волоцкий монастырь в очередной раз - захотелось побывать. Там, как и положено, есть церковная лавка. Понравился очень простой и совсем недорогой крестик - серебро с позолотой по краям. Купила и сразу же надела. Через две недели не нашла на привычном месте никакого свища - как будто его там не было. Не могу сказать, что я сильно верующая, но факт остаётся фактом - освященный крестик из намоленного монастыря сделал для меня маленькое чудо. А насчёт "выбраться", так мы с Вами почти рядом!

Татьяна Игоревна: васса пишет: освященный крестик из намоленного монастыря сделал для меня маленькое чудо. Со мной тоже произошло несколько таких чудес, но расскажу, связанное с собакой. Шел 2007 год и я запланировала поездку в Прагу. Оплатила все еще в феврале, а в начале мая у собаки началось резкое ухудшение состояния. О какой поезде может идти речь? Пыталась не ехать и даже не деньги уже было не вернуть. Настоял муж. Улетала с тяжелым сердцем, все было не мило и не знала к чему вернусь. На Карловом мосту есть место, где все загадывают желания и говорили, что в течении года оно обязательно исполнится. Не знаю что загадывали все, но я просила только жизни своей собаке, хоть год. Прилетаю и меня встречает пес и даже ходит. После этого он прожил еще три года и выжил средний возраст жизни бульдога. Я это приняла, как чудо, так как когда улетала, то гарантий не было никаких.

aleks-senk: Елена Борисовна совершенно замечательный рассказ и фотографии! Обязательно посетим это место

Myrena: Я часто бываю возле этого монастыря, у нас дача в 15 км от него, Шестаково, мож знаете))? В этом монастыре есть отец Петр, наш хороший знакомый, мы с ним познакомились в начале декабря, он рано утром шел вдоль дороги в сторону Чисмена, муж его подвез до Москвы, теперь часто общаемся.

L-Buk: Елена Борисовна, очень интересно. У моей сестры дача в 7 км от Теряево. Мы летом иногда бываем там, но до монастыря очередь никак не доходила. Обязательно посетим при случае.

Ольга С: васса, Елена Борисовна, будет потеплее - обязательно посетим этот монастырь.

фанта: васса Елена Борисовна, спасибо за отличный рассказ и фото, вы молодец, что своим внукам всё это показываете. васса пишет: Подозреваю, что в далёкой Америке они хвастаются перед друзьями своими владениями! А кто знает, а может и взаправду, ваш какой предок дальний всё это обосновал и в честь него название.

васса: aleks-senk L-Buk Ольга С фанта Саша, Люда, Оля, Катя, я очень счастлива, что всем вам понравился мой рассказ и что возникло желание побывать в таком святом месте. Думаю, вам понравится. Да и просто походить по такой земле, зайти в старинный намоленный храм совсем не лишне. Myrena пишет: В этом монастыре есть отец Петр, наш хороший знакомый Это просто прекрасно иметь такого знакомого и получать информацию о монастырском укладе из первых рук. Мы ездим в монастырь из Клина - на Волоколамск, поэтому не знаю, может быть проезжаем Шестаково, а может и нет. Было бы интересно получить у отца Петра сведения о Теряевских водопадах. фанта пишет: может и взаправду, ваш какой предок дальний всё это обосновал и в честь него название. Если только предок моего мужа, но он не признаётся.



полная версия страницы